
При ограниченном бюджете любое строительство представляет собой сложную задачу. Олег Михайлов из Москвы рассказывает о том, как строит своими руками капитальный гараж с жилым помещением на втором этаже на своем дачном участке.
О том, что мы делали прошлым летом фундамент для будущего гаража на дачном участкеЯ говорил тебе. За зиму накопил немного денег и строительство продолжилось.
Выбор материала для строительства гаража
Нижний этаж гаража я решил построить из щелевых песчано-цементных блоков, а верхний этаж, где будет расположена жилая комната. – из пенобетона. Лестницу я решил сделать внутри гаража (рис. 1).
Коэффициент теплопроводности пенобетона: 0,13-0,14 ккал/мГд в зависимости от способа изготовления – «на золе» или «на песке». Это немного больше, чем у газобетона. Пеноблоки не впитывают воду, так как их поры закрыты и имеют небольшой вес. Если бы пеноблок имел размеры стандартного песчано-цементного блока (188*190» 390 мм), он весил бы всего около 12 кг. Единственный недостаток – штукатурный раствор имеет слабую адгезию к поверхности пенобетонных блоков. Но этот вопрос можно решить, добавив в раствор небольшое количество доменной золы (на которой изготавливаются блоки) и жидкого мыла.
Начало работ по строительству гаража
По периметру фундамента забетонировали отмостку шириной 500 мм и толщиной 100 мм, армированную сеткой 4 мм. Отмостка была сделана поверх песчаной подушки, покрытой геотекстилем, таким образом, чтобы на нее укладывалась тротуарная плитка размером 500*500*45 мм вровень с фундаментом гаража и с небольшим уклоном наружу.
Под первый ряд блоков уложена гидроизоляция – два слоя гидроизоляции. Блоки укладывались на песчано-цементный раствор. смешивание цемента М500 с песком в пропорции 1:3. Через каждые два ряда блоков укладывалась рулонная армирующая сетка толщиной 1,5 мм. Порог входной двери высотой 100 мм залит из бетона.

Армопояс для несущих стен дачного гаража
Строители рекомендуют поверх несущих стен устанавливать армированный монолитный бетонный пояс из легких пено- или газоблоков. Он позволяет равномерно распределить нагрузку от вышележащих строительных конструкций на несущие стены. Для этого по периметру несущих стен была установлена опалубка (рис. 2). Каждую боковую панель опалубки сколачивали из двух досок сечением 40 х 100 мм. скрепление между собой обрезками досок 25 х 20 мм примерно через 1,5 м. По углам гаража боковые панели сшил саморезами в единый короб. Низ опалубки в проемах для ворот и дверей изготавливался из двух досок 40 – 120 мм. которые крепились снизу к боковым панелям саморезами. В проемах были установлены опоры из деревянных столбов.
Внутри опалубки уложен арматурный каркас из четырех стержней диаметром 0 12 мм. скреплены вязальной проволокой. Над входным проемом из шести стержней связывалась рама (рис. 3).
Чтобы щиты не развалились при заливке бетона. они были закреплены сверху и снизу. По верхнему краю опалубки набивали обрезки досок, а в нижней части боковин связывали их витками стальной вязальной проволоки, пропущенной через просверленные в панелях отверстия.
Вдоль стен, где не было проемов, опалубку подпирали досками.
Так, при высоте кладки 2000 мм по периметру гаража был залит монолитный армированный пояс сечением 200*200 мм. образующие верх проемов для ворот входной двери.

Перекрытие постоянного гаража
После застывания бетона высоту кладки увеличили до 2400 мм. На этом уровне укладывают балки перекрытия, располагая их с интервалом 500 мм. Поскольку пролет довольно большой, мы использовали брус сечением 150*200 мм. Крайняя балка, над которой будет установлена перегородка. имеет сечение 200*200 мм. Промежутки между балками по верху стен также были заполнены песчано-цементными блоками. Концы балок обмотали гидроизоляцией. Потолков высотой 400 мм над входным проемом достаточно для установки подъемно-секционных ворот в дальнейшем.

Второй этаж гаража
Пенобетонные блоки размером 200*300*600 мм укладывались на специальный клей для ячеистого бетона. На уровне 900 мм от потолка над проемом для ворот оставлен проем шириной 900 мм для окна. Мауэрлат собирался из досок сечением 50*200 мм. Они были установлены на высоте 4400 мм поверх боковых стенок с помощью анкерных болтов 0 12*300 мм. Между пенобетоном и мауэрлатом укладывается слой гидроизоляции.
При кладке фронтонов линию скатов задавали наружные стропила из бруса сечением 100*100 мм.

Для перекрытия проема над окном установили два уголка с полкой 63 мм и длиной 2000 мм каждый, сваренные между собой стальными полосами. Высота фронтонов в коньке 5450 мм.
По коньку будущей крыши между внешними стропилами у фронтонов натянули шнур и установили промежуточные стропила. Над жилой зоной расстояние между стропилами – 500 мм, над лестницей – 600 мм.
Ригели из бруса того же сечения установили на высоте 2400 мм от потолка, закрепив их стальными уголками.
Часть крыши будет служить потолком; его нужно утеплить, поэтому обшивку сделали сплошной. Для обрешетки использовались доски сечением 25*120 мм. Свесы сделали шириной 300 мм.

Поверх сплошной обшивки укладывался рубероид в 2 слоя – вдоль и поперек скатов крыши. В качестве основного укрывного материала крыши использовался профнастил длиной 3 м. Ширина листа составила 1050 мм, поэтому на каждый скат крыши потребовалось 8 листов. Листы крепились к обшивке кровельными саморезами 0 4,8 х 35 мм. Конек закрепил кровельными саморезами 0 4,8*70 мм.
Экономика строительства постоянного гаража для дачи
При расчете кладки стен мне понадобилось 568 песчано-цементных блоков и 288 пенобетонных блоков. К сожалению, блоки поставляются только в упаковках, кратных поддонам. Поэтому мне пришлось купить 8 поддонов пескоцементных блоков и 6 пеноблоков (всего я потратил около 60 000 рублей).
Существенной статьей расходов является доставка и разгрузка материалов. Стоимость машины (МАЗ) с манипулятором около 3000 рублей. с завода на мой сайт. Но МАЗ с большим трудом въехал в мой переулок (у соседа он разорвал водосток и чуть не снес мои ворота). И я отказался от этого. Потом нанял Газель за 200 рублей (хотя она взяла только один поддон) и нанял рабочих для разгрузки – в итоге получилось дешевле, чем с манипулятором.
Еще один большой плюс моей стройки в том, что производство блоков находится всего в 5 км от дачи. Купил цемент М500 за 235 руб. На мешок 45 кг ушло 20 мешков прямиком с производства клея для ячеистого бетона, тоже носил сам.
Пришлось ездить за пиломатериалами и «мелочевкой» — гвоздями, саморезами, арматурой, рулонной арматурной сеткой, гидроизоляцией, рубероидом, вязальной проволокой. Стоимость материалов для гаражного бокса получилась около 200-210 тысяч рублей. Я заплатил рабочим 90 000 рублей. Таким образом, строительство гаражного бокса обошлось мне примерно в 300 000 рублей.

Как можно сэкономить при строительстве гаража
Большая часть стоимости материалов включена в стоимость доставки. В Москве купить песчано-цементные блоки можно за 42 рубля. за штуку, и доставка, и при большой длине (приедет ли на сайт?), стоит 10 000-15 000 руб. Поэтому ищите материалы поближе к вашему сайту. Итак, большой склад (где я в основном покупал пиломатериалы) находится всего в 2,5 км от моего участка. Разовая доставка – в среднем 350 руб. Или организуйте альтернативную доставку – например, на своем автомобиле.
Нанимая рабочих, вы сможете неплохо сэкономить. Если у вас есть строительные навыки и силы, постройте его сами. Тогда рабочих можно будет нанимать только для тяжелых работ – смешивания бетона и раствора, заливки бетона в опалубку, перемещения блоков наверх. Строить из блоков довольно просто: нужно иметь отвес, уровень, веревку и киянку, а также умение и терпение. Хочу вас предупредить, что блоки очень тяжелые. Переносить их наверх – трудоемкая работа. Поэтому взвесьте свои силы заранее.
Итак, гаражный бокс построен. Работа на следующий сезон – оштукатурить его стены, уложить плитку на пол гаража и отмостку, установить дверь, ворота, окно, сделать лестницу и отделать второй этаж.