Поделки из глины

МеханикВодКерамическое Поделки из глины
0 комментариев


В конце прошлого года в Москве прошла выставка английского керамиста Дж. Пауэлла. Вазы, кувшины, бра, торшеры, люстры, фамильные гербы поразили ценителей своей изысканностью, красотой, высоким художественным вкусом и тонким знанием материала. Особо была отмечена необычная техника. Как нам удалось выяснить, Пауэлл не работает на специальном станке, а использует рельефные материалы, например, марлю, тонкую веревочную сетку и даже грубую мешковину. Поэтому предлагаем познакомиться с ней поближе.

Начнем с глины. Ее можно найти прямо на дачном участке или в ближайшем карьере.

Возьмите кусок глины объемом 0,5 л. Добавьте немного воды и размешивайте, пока она не впитает всю влагу и не начнет липнуть к рукам. Приготовив крутое тесто, скатайте из него шарик диаметром 50 мм и лепешку диаметром 100 мм. Затем просушите в тени в течение двух-трех дней. Если за это время на шарике или лепешке появятся трещины, значит, глина слишком жирная и требуется добавление мелкого речного песка. Если трещин нет, а шарик не рассыпается при падении с высоты 1 м на твердую поверхность, глина нормальная. Тощая глина при высыхании не трескается, изделие не приобретет должной прочности, в такую ​​глину необходимо подмешивать более жирную глину. Песок или глину добавляют в несколько приемов, каждый раз проверяя качество полученной массы.

Далее работа с глиняным сырьем ведется так, как это делает сам Пауэлл. Берется лист толстой фанеры или пластика размерами 500 х 375 мм. Накрывается куском ткани размером 950 х 620 мм.

Поделки из глиныПоделки из глиныПоделки из глины

На нее положите две деревянные рейки длиной 350 мм и сечением 10 х 10 мм, как показано на рисунке 1. Между ними положите кусок глины и раскатайте его деревянной скалкой в ​​лепешку толщиной 10 мм (рисунок 2). Сразу обратите внимание, что в результате этой операции нижняя поверхность глиняной лепешки приобретет фактуру ткани. Далее аккуратно вырежьте заготовку острым ножом, как показано на рисунке 3. Скатайте обрезки в комок и положите их в эмалированную кастрюлю или полиэтиленовый пакет, чтобы они меньше высыхали. Возьмите ткань с заготовкой за углы (рисунок 4), завяжите их узлами и повесьте на рамку (рисунок 5). В таком положении глиняная заготовка приобретет вогнутую форму. Подержите ее двое-трое суток, чтобы глина подсохла и немного затвердела. Сняв заготовку, подрежьте края острым ножом, как показано на рисунке 6. Осталось только установить ее на ножки. Заранее приготовьте три конические подставки из глиняного теста. На сопрягаемых поверхностях ножом сделайте глубокие насечки, смочите их водой и плотно прижмите детали друг к другу (рис. 7 и 8).

Более сложные формы можно легко изготовить на четырехстенном деревянном ящике без крышки (рис. 9) и на аналогичном ящике с крышкой (рис. 11), имеющем прорези разного типа (рис. 12). Дальнейшие шаги, необходимые для получения заготовок, легко понять, взглянув на другие чертежи.

Не все может получиться с первой попытки. Но теперь у вас есть несколько продуктов, которыми вы довольны с точки зрения дизайна и красоты исполнения. Что дальше?

Обжиг — сложный процесс, который придаст изделию необходимую прочность. Он осуществляется в три этапа: нагрев, собственно обжиг и постепенное, контролируемое охлаждение. На первом этапе процесс можно проводить в обычной кухонной плите при температуре 250°С. При этом кристаллы глины разрушаются и вся масса переходит в аморфное состояние. При более высокой температуре (процесс проводится в муфельной печи при температуре 850°С) масса спекается, образуя прочный черепок.

После обжига изделие охлаждают. Этот процесс очень долгий и ответственный. Свежеобожженное изделие плохо переносит резкое изменение температуры и доступ холодного воздуха. Дайте этому случиться, и сразу же образуются трещины. Температуру следует снижать медленно, в зависимости от толщины стенок изделия и качества сырья. Поэтому режим охлаждения определяется опытным путем. Но обычно керамисты снижают температуру со скоростью 50° в час. После обжига изделие приобретает ярко-красный цвет. Этот цвет можно считать окончательным. Но лучше, как считает Пауэлл, покрасить изделие снаружи или изнутри в другой цвет, например, черный, синий или белый. Проще красить яркими нитроэмалями.

В. ФАЛЕНСКИЙ



еще в рубрике Керамические изделия


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *