Малый самодельный вездеход “ЛитЛ”

МеханикВодВездеход Малый самодельный вездеход “ЛитЛ”
0 комментариев


С Евгением Мазухиным из Вологды мы познакомились на слете вездеходов в 2018 году. Потом мы несколько раз встречались в Москве, на тематических выставках, где он представлял четырехколесную версию своего вездехода, которая называлась «LitL». Знающие английский, конечно, догадались, в чем дело: Litle — «маленький», судя по всему, «LitL» — небольшой вездеход. И это правда: он не намного больше квадроцикла. А как он ездит? Евгений пригласил редакцию в гости, чтобы мы могли поближе познакомиться с конструкцией оригинального транспортного средства и опробовать его в деле.

То, что это вездеход, стало ясно вскоре после того, как мы тронулись в путь. Дорога резко поворачивала за кустами и… исчезала под водой. Ребята на надувной лодке расчистили нам дорогу, отгребли в сторону и стали наблюдать. Если бы мы были на квадроцикле, то добрались бы быстрее, но на этом наше путешествие закончилось бы, так и не начавшись: квадроцикл не может плавать без специальной подготовки. «Малышу» это удается легко, благодаря большим колесам с пневматическими шинами. Водитель даже не замочит ноги, и ему не нужно надевать сапоги. Однако далеко плыть проблематично: скорость движения за счет вращения колес очень низкая. Если форсировать серьезную реку, течение или ветер могут унести далеко.

На суше вездеход тоже не покажет чудес скорости. Вы поедете примерно с такой же скоростью, как человек, бегущий медленно, можно и быстрее, но тогда двигатель будет громко выть на высоких оборотах. А функцию подвески здесь выполняют только мягкие шины — чем выше скорость, тем сильнее она подпрыгивает на неровностях.

Малый самодельный вездеход

Двигатель — силовой агрегат китайского производства, представляющий собой одноцилиндровый четырехтактный двигатель рабочим объемом около 200 «кубиков», собранный в единый блок с ременной вариаторной трансмиссией с реверсивным редуктором. Подобные используются, например, на скутерах. Максимальная мощность — около 12 л.с. Охлаждение — воздушное принудительное. Имеется электростартер, соответственно, в моторном отсеке спрятан небольшой мотоциклетный аккумулятор.

Крутящий момент на вариатор подается через центробежную муфту, поэтому меньше риск «сжечь» ремень при трогании. За водительским сиденьем легко найти рычаг, который можно установить в одно из трех положений: «вперед», «нейтраль» и «назад». С этим справится даже ребенок! Причем задняя передача в четыре раза медленнее передней, но, соответственно, и тяги больше. Если не хватает, чтобы заехать, например, на крутой подъем, то скорее всего, это можно будет сделать задним ходом.

Малый самодельный вездеход

Передний и задний мосты идентичны таковым у классических «Жигулей». Агрегаты стандартные, без каких-либо доработок, поэтому заменить их при необходимости не составит труда. Однако вероятность того, что это потребуется, стремится к нулю. Для повышения проходимости по заказу в переднем мосту устанавливается дифференциал повышенного трения (в частности, для улучшения съезда с воды на сушу и лед). Передний мост жестко крепится к передней полураме, а задний — к своей полураме через балансир и может качаться в поперечном направлении.

«ЛитЛ» — это не что иное, как вездеход распространенной среди самодельщиков схемы «поворот». Но обычно вращаются две секции машины. Например, любители зимней рыбалки, которым не терпится добраться до проруби на заснеженном пруду, выбирают более быструю машину, разгоняющуюся до 31 км/ч. Охотникам, штурмующим непролазные болота, нужна тяга, а не скорость, и «максималка» в 18 км/ч их вполне устраивает. Есть промежуточный вариант трансмиссии, обеспечивающий скорость 25 км/ч.

Малый самодельный вездеход

Малый самодельный вездеход

Силовые части рам сварены из прямоугольной трубы 20х40 мм. Менее нагруженные элементы выполнены из профиля 20х20 мм, верхние багажные корзины — из профиля 15х15 мм. Все кронштейны вырезаны на лазерном оборудовании. Это гораздо практичнее, чем вырезать их вручную, в конце концов, начав как самоделку, «ЛитЛ» стал объектом мелкосерийного производства. Металл окрашен или оцинкован методом горячего цинкования для лучшей коррозионной стойкости, к тому же оцинкованный вездеход выглядит наряднее, что ли.

Малый самодельный вездеход

Если «Шограш» стоял на колесах от вездехода «Странник», то «ЛитЛ» оснащен колесами с шинами сверхнизкого давления Бел-79. Они выпускаются давно и хорошо известны всем строителям «пневмотранспорта». Двухслойная бескамерная шина закреплена на дисках колес собственного производства с замковыми «бедлоками», полностью исключающими возможность соскакивания резины с обода даже при нулевом давлении. Кстати, в отличие от автомобилей, здесь практикуется езда на полностью спущенных шинах, например, по очень мягкому, малонесущему грунту. Нормальное давление не превышает 0,06 атм. Чтобы накачать колесо, даже насос не нужен (для надувных лодок, например) — можно просто надеть шланг на кран и выдохнуть в него воздух из легких, как будто вы надуваете надувной матрас!

Малый самодельный вездеход

Вездеход небольшой и потому одноместный, т. е. имеет только одно водительское место. Но это не значит, что в поездку нельзя отправиться вдвоем. Пассажир размещается на второй секции, сидя на одной из боковых площадок и опуская ноги в багажное отделение. Груз лучше размещать напротив, на второй площадке над другим колесом, тогда машина будет лучше сбалансирована, водителю будет легче ею управлять. Это особенно важно при преодолении водных преград, однако, благодаря отсутствию скручивания полурам в вертикальной плоскости, «малыш» все равно устойчив на плаву. Перевернуть его практически невозможно. Можно ехать втроем, но это уже будет явным перегрузом техники со всеми вытекающими последствиями. При езде в одиночку отсек задней секции полностью отведен под перевозку груза. Центральная ниша глубокая, закрыта по бокам панелями HDPE, поэтому багаж даже не придется привязывать — удобно. Спереди имеется отделение для мелких вещей, закрывающееся крышкой.

Малый самодельный вездеход

Как же «LiTl» на деле? Для проверки надежности техники Евгений придумал интересную идею: устроить что-то вроде знаменитой французской гонки на выносливость «24 часа Ле-Мана». Пара вездеходов ездила круглосуточно, останавливаясь лишь на несколько минут для дозаправки и смены пилотов. Маршрут включал в себя твердую, но ухабистую грунтовую дорогу, лужи с глиняными колеями и затопленный болотистый луг, по которому даже ходить нельзя. Круг составил около 20 км, а в общей сложности за сутки вездеходы прошли около трехсот километров. Хорошая проверка на надежность! Перед стартом Евгений попросил всех скрупулезно фиксировать все неисправности и поломки. Но их не было! Вездеходы стартовали и финишировали спустя сутки, если не считать того, что испачкались. Кстати, грязь на водителя особо не летит. Что касается выносливости машин, то тут все вполне логично: ломаться практически нечему. Поэтому известная поговорка, которой мы озаглавили нашу статью, в полной мере применима к вологодским вездеходам «ЛитЛ».

Андрей ФАРОБИН, фото автора



еще в рубрике вездеходы


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *