Самодельный мини-трактор “Поромка”, аналог “Кировца”

МеханикВодТрактора Самодельный мини-трактор “Поромка”, аналог “Кировца”
0 комментариев


Казалось бы, сегодня в магазинах есть все. Однако, как ни странно, отечественная промышленность выпускает мини-тракторы в крайне ограниченном количестве, явно недостаточном для полного удовлетворения потребительского спроса. Да и разнообразие их конструкций небогато. В основном это машины традиционной тракторной компоновки. Для работы в небольших фермерских хозяйствах они не подходят. А зарубежные модели, даже китайского производства, для большинства рядовых сельских жителей слишком дороги. Поэтому, приступив к разработке собственной конструкции, я решил использовать усовершенствованную сочлененную конструкцию с двумя полурамами, а для удешевления использовал самые дешевые комплектующие от подержанных отечественных автомобилей.

Колесные тракторы «Кировец» и Т-150 выполнены по шарнирно-сочлененной схеме — в свое время им не было аналогов на мировом рынке! Главные преимущества такой компоновки — малый радиус поворота, что важно при обработке небольших площадей земли, и высокая проходимость, за счет того, что все четыре колеса имеют хороший контакт с поверхностью даже на неровностях. Это работает как на больших машинах, так и в малой механизации.

Еще одним преимуществом двухполурамного варианта является раздельное расположение силового агрегата, что облегчает его обслуживание и снижает уровень вибрации на водительском месте, при этом исключаются упругие элементы подвески, что упрощает ее, тем самым снижая вес и стоимость всей конструкции. Кстати, пришлось тщательно рассчитывать вес и габариты автомобиля, так как важным требованием было обеспечение возможности его транспортировки на легковом прицепе.

Как и настоящий «Кировец», мой трактор базируется на двух полурамах, сваренных из швеллеров, только размеры поменьше: передняя полурама — 900х450 мм, задняя — 600х450 мм. Конструкция выполнена из швеллера № 10, а в узле разрыва, где нагрузки больше, использован швеллер № 12. Сам узел разрыва выполнен из поворотного кулака от классического автомобиля ВАЗ.

В качестве силового агрегата идеально подошел китайский бензиновый двигатель KAMA DMG.5K мощностью 6,5 л.с., предназначенный для мотоблоков. Он удачно сочетается с 5-ступенчатой ​​механической коробкой передач от «классических» моделей «Жигулей». Привод постоянный, полный. Мосты с редуктором с передаточным числом 3,9 снова взяты от «Жигулей», но из-за компактных габаритов трактора (ширина колеи 700 мм) их пришлось разобрать и укоротить. Полуоси я подрезал и перенарезал шлицы, заменил все сальники и прокладки и собрал заново. Карданный вал между осями — от автомобиля «Нива», укороченный.

Привод трансмиссии осуществляется шкивами и ремнями, что снижает скорость на коробке передач. Так как шкив на двигателе в несколько раз меньше по диаметру, чем на коробке передач, привод осей осуществляется звездочками от советского мотоцикла ИЖ: на задней бабке коробки передач установлена ​​звездочка с 17 зубьями, а на фланце оси — звездочка с 42 зубьями. Для привода используется цепь от сельскохозяйственной техники с шагом 15.

Сцепление ременное. Шкив, установленный на коробке передач, заказывался у токаря. А в качестве прижимных роликов использованы натяжные ролики механизма газораспределения от ГАЗели с двигателем ЗМЗ-406. Для троса сцепления я позаимствовал трос ручного тормоза от ВАЗ-2110.

Трос акселератора от грузопассажирского автомобиля УАЗ с инжекторным двигателем.

Рулевое управление и колеса от ВАЗ-2107. Тормоза барабанные с гидравлическим приводом. Главный тормозной цилиндр — цилиндр сцепления «Жигули». Педали собственной конструкции. Сиденье от легковой «ГАЗели».

Конструкция подвески — собственная разработка: нижние рычаги крепятся к оси, а вместо шаровых опор установлены рулевые наконечники от «Жигулей».

Каркас капота и крепления крыльев сварены из профильной трубы 20х20 мм, а сами капот и крылья изготовлены из листового металла толщиной 2 мм. Капот состоит из двух частей: задняя съемная крепится болтами, передняя — навесная (она на петлях, защелка — замок со стороны прицепа легкового автомобиля).

Валы для установки навесного оборудования изготовлены из трубы диаметром 30 мм, к одному концу которой приварен рулевой наконечник от «Жигулей», а в качестве узла крепления использован замок ремня безопасности. Сами крепления навесного оборудования изготовлены из двух уголков диаметром 45 мм.

Проведенные дорожные испытания показали, что на первой передаче автомобиль способен двигаться с постоянной скоростью медленнее пешехода, на пятой передаче скорость составляет около 20 км/ч. Постоянный полный привод обеспечивает высокую проходимость, а установленный сзади съемный фаркоп позволяет буксировать легковой прицеп.

Самодельный мини-тракторный тормоз

После испытаний трактор был практически полностью разобран, все основные элементы загрунтованы и покрашены. После окончательной сборки получилась красивая и полностью работоспособная конструкция, на постройку которой у меня ушло в общей сложности около месяца. Универсальный компактный мини-трактор работает в саду, используется для вспашки и боронования небольшого садового участка, для посадки, окучивания и выкапывания картофеля – я им доволен!

Раиль ГИЛАЗЕТДИНОВ, г. Бирск (Республика Башкортостан)



еще в рубрике трактора


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *