
Чтобы обеспечить фундаменту достаточную прочность во всех направлениях, в него устанавливается специальный каркас. Такой силовой скелет собирается из металлической арматуры. Мы расскажем, какие материалы выбрать и как качественно соединить их между собой.
Бетонные конструкции не выдерживают никаких нагрузок, кроме сжатия, поэтому им необходимо армирование, причем высококачественное армирование.

Сегодня для различных бетонных конструкций используют всего два вида арматуры: металлическую и стеклопластиковую. Первый вид силового каркаса представляет собой стальные стержни с гладкой или ребристой поверхностью.

Второй тип арматуры – из стеклопластика, но он не пользуется большой популярностью при возведении фундаментов. Чаще всего о стеклопластиковой арматуре и ее показателях нам рассказывают сами производители. Возможно, по каким-то параметрам стеклопластик не уступает металлу, но у проектировщиков к нему неоднозначное отношение и его редко включают в проекты.
Арматура различается по площади сечения (от 5 до 32 мм) и профилю (гладкая и рифленая). От этих показателей будет зависеть прочность всего каркаса. Для строительства фундаментов частных домов и построек часто используют арматуру сечением от 8 до 16 мм.

Силовой каркас собирается из:
• ГОФРИРОВАННАЯ АРМИРОВАННОСТЬ. Ее поверхность отлично работает при растягивающей нагрузке.
Это обеспечивает качественную адгезию к затвердевшей бетонной смеси.
• ГЛАДКАЯ АРМАТУРА. Используется в качестве соединительных элементов для ребристой арматуры. Не несет основных нагрузок, действующих на фундамент.
Типы арматурных соединений
Для придания целостности арматурному каркасу стержни соединяются между собой точечной сваркой. Этот способ обычно применяется в промышленном строительстве. Таким образом, все пересечения арматурных стержней устраняются достаточно быстро. Способ прост в реализации и требует минимальных трудозатрат. Однако он имеет ряд существенных недостатков.
• Предназначено только для фитингов с маркировкой «C». Другие марки не могут быть сварены вместе.
• Сварка соединяет арматурные стержни без люфта. Поэтому ее относят к жесткому типу соединения. Это отрицательно сказывается на пересечениях металлических стержней в силовом каркасе арматуры, так как металлические крестовины требуют определенной степени свободы.
• В месте сварки прочность пересекающихся металлических стержней значительно падает.
Помимо сварки, стержни могут соединяться методом вязки. Арматурный каркас связывается с помощью специальной вязальной проволоки. Она имеет толщину от 0,8 до 1,2 мм. Термическая обработка позволяет материалу хорошо гнуться и не ломаться как при монтаже, так и в процессе эксплуатации. Каркас связывается в тех местах, где стержни пересекаются друг с другом.

Наиболее часто применяется ребристая арматура класса АІІІ диаметром от 10 до 12 мм и гладкая класса АІ диаметром от 6 до 8 мм. Наиболее надежным вариантом является использование арматуры, указанной в проекте, так как она закладывается на основе расчетов проектировщиков.

МАСТЕР-КЛАСС
Сразу хочу отметить, что купленный нами автоматический челнок позиционировался как инструмент, позволяющий скручивать проволоку 0 3-3,5 мм, но по факту он не справлялся с материалом 3 мм, поэтому было принято решение дополнительно купить проволоку 2 мм.

Этапы работы следующие:
• перед использованием любого приспособления для вязки арматуры (кроме, конечно, вязального пистолета) в первую очередь следует нарезать проволоку для вязки на куски длиной 100-150 мм (для дорожной сетки можно нарезать более короткие куски, а для толстой арматуры — более длинные);
• кусок проволоки складывается пополам и оборачивается вокруг арматуры (фото 1)
• крючок продевается через петлю и цепляется за второй конец вязальной проволоки (фото 2)
• проволока скручивается вращением винтового стержня внутри ручки, затем ручка возвращается в исходное положение (фото 3)
• крючок вынимается из узкой петли и скручивание производится на другом участке (фото 4)
Нужно крутить механизм (точнее, дергать за ручку, так как сам узел крутится) почти до полного натяжения провода, но при этом нужно следить, чтобы провод не порвало. У нас были случаи, когда провод рвало из-за сильного натяжения, и приходилось повторять операцию (фото 5)
Выводы
Если предстоит большой объем работы и позволяют средства, можно приобрести пистолет для вязки арматуры. Для заливки фундамента обычных дачных домиков лучше приобрести либо крюк для вязки арматуры, либо автоматическую крутилку проволоки. Как показывает практика, такие недорогие приспособления пригодятся не только профессионалу, но и любящему свой дом хозяину — сделаете ли вы стяжку для фундамента или крепление для сетки-рабицы, установите забор.
еще в рубрике лай хаки мастеров