
Эта схема достаточно проста, но при этом хорошо защищает и трансформатор, и выпрямительные диоды, и выходные транзисторы стабилизаторов, имеющие определенный запас по коллекторному току. Кроме того, лампа накаливания в данном случае выполняет функции и ограничителя тока, и индикатора перегрузки.
Рассматриваемое устройство подойдет автолюбителям, его можно установить перед бортовой розеткой, к которой подключены внешние потребители.
Устройство работает по следующей схеме: при подаче питания на блок защиты верхний вывод обмотки электромагнитного реле К1 подключается к плюсу источника питания через холодную нить накала лампы HL1, сопротивление которой в десятки раз меньше сопротивления нагретой нити накала.
При отсутствии короткого замыкания в нагрузке срабатывает К1 и его контакты К1.1 шунтируют лампочку. Напряжение на нагрузку подается, лампочка не горит.

В случаях, когда в цепи нагрузки происходит короткое замыкание, напряжение на выходе источника питания, особенно на обмотке К1, падает и включает реле. В свою очередь, контакты К1.1 размыкаются и в цепи питания нагрузки включается лампочка HL1, которая ограничивает ток и сигнализирует о перегрузке по мощности. Как только короткое замыкание в нагрузке будет устранено, устройство автоматически вернется в исходное положение. В случаях, когда нагрузка имеет слишком большой пусковой ток, то необходим выключатель SA1. Сначала нужно подключить источник питания к системе защиты, а затем с помощью тумблера SA1 подключить нагрузку.
При использовании в сборке устройства реле РЭС10, паспорт РС4.524.308П2, исполнение РС4.529.031-08, указанного в схеме, его рабочее напряжение системы защиты составляет 12 В, максимальный ток нагрузки — 2 А, минимальный ток — от 1 до 1,5 А, время срабатывания — 4 мс.
еще в рубрике Электрические изделия