
Как и многие садоводы, я использую на своем участке мотоблок. Он не простаивает, а в основном работает на картофельном участке: и пашет, и окучивает. Поэтому я решил сделать ему в напарники грузовой прицеп, чтобы можно было перевозить выращенный картофель. Причем в довольно больших объемах: в тележку помещается шесть мешков картофеля, плюс вес водителя — в общей сложности около 400 килограммов. Отсюда и конструктивные особенности прицепа: прочный фаркоп, мощная рама, вместительный кузов, надежные колеса. Именно в таком порядке и будем рассматривать перечисленные узлы и агрегаты.
Фаркоп состоит всего из нескольких деталей, соединенных электросваркой. Наиболее нагруженным местом здесь является стык поворотного корпуса и дышла, поэтому он усилен четырьмя ребрами жесткости.
Каркас выполнен из набора стальных элементов: уголков, прутков, круглых и прямоугольных труб. Они сварены в конструкцию, некоторая сложность которой обусловлена эксплуатацией тележки на местности, изобилующей неровностями, разбросанными камнями и валунами, эксплуатационные нагрузки здесь весьма высоки.
В качестве оси колеса использован стальной прут 030 мм, соединенный с лонжеронами и корпусом продольного шарнира электросваркой посредством угловых опор и косынок. Длина прута подобрана таким образом, чтобы колеса не выступали за контуры кузова.
Под стать мощной раме — прочный кузов, сколоченный из досок толщиной 20 мм и усиленный по углам металлическими пластинами. Крепится к раме с помощью болтов и трех мощных опорных балок из бруса 50х50 мм. Кузов загружается как любая одноосная тележка — центр тяжести груза должен располагаться ближе к переднему борту и не выходить за ось вращения колес. Так как тележка предназначена в основном для перевозки мешков с картофелем, то кузов выполнен с неоткидными бортами. Для перемещения сыпучих грузов тележку использую редко.
Колеса заимствованы у давно популярного предмета всех самодельщиков – мотоколяски СЗД (использованы передние с собранными ступицами). При этом концы стержня – оси колеса проточены под посадочные диаметры штатных подшипников ступицы. Практика эксплуатации тележки показала, что эти колеса наиболее подходят.
Тележка присоединяется к мотоблоку с помощью консоли, верхняя часть которой повторяет контуры держателя окучника, поскольку вставляется в штатный кронштейн навесного орудия. А нижняя часть представляет собой ось, вокруг которой вращается поворотный узел привода в двух радиально-упорных подшипниках. Пространство между подшипниками заполнено консистентной смазкой и закрыто пыльниками.
Фаркоп соединен с рамой тележки шарниром — дышло вставлено в трубчатый корпус продольного шарнира, на его конец надето упорное кольцо и закреплено болтом М8. Такое соединение позволяет колесам тележки не зависеть от положения колес мотоблока на неровностях дороги.
Водитель управляет мотоблоком с тележкой, сидя на деревянном сиденье перед кузовом. Руками он держит рычаги управления, а ноги упираются в деревянную подставку для ног, закрепленную на специальной раме на дышло водителя.
В небольшом издании, конечно, сложно показать все мелкие детали конструкции. Например, на чертежах не показаны такие детали, как боковые петли с ремнями для крепления перевозимого груза, или мягкая подушка на сиденье, без которой любая поездка была бы испытанием для водителя. Думаю, что с этими и другими элементами любой конструктор-любитель справится самостоятельно — ничего сложного здесь нет.